26.08.2021

163 Переглядів

Коментарів

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Как получить идентификационный код (ИНН), если утерян

Заказать ИНН онлайн — оформление и получение

Термин “ИНН” в Украине официально не используется. Это калька с российской версии — идентификационного номера налогоплательщика. В Украине же с 1994 по 2012 годы этот документ назывался индивидуальным идентификационным номером.

 

Впрочем, с 2012 года и он считается устаревшим — его сменил Регистрационный номер учетной карточки плательщика налогов (РНУКПН). Поскольку в силу привычки люди продолжают использовать «устоявшиеся» обозначения, в статье мы также будем использовать именно этот термин. 

Что такое ИНН

ИИН — закодированная информация о ФИО, возрасте и поле человека, которая присваивается ему по достижению 16 лет, либо, если это иностранец, переехавший на ПМЖ — по наличию заявления. Присваивается один раз и на всю жизнь. За исключением ситуаций, когда была допущена ошибка в подаче данных. Поэтому ответ на вопрос «Можно ли поменять номер идентификационного кода?» однозначен — нельзя.

 

Даже если человек сменит фамилию или даже ФИО, его ИИН останется таким же — изменится только информация в государственном реестре. Которую человек самолично должен предоставить в течение месяца после изменений.

 

Хорошая новость: ничего дополнительно оплачивать не нужно. С 2020 года штраф за несвоевременное предоставление фискальной службе изменившихся личных данных отменили.

Можно ли обойтись без оригинала

Можно. Большинство финансовых и других учреждений без проблем принимают заверенные копии, а некоторым достаточно электронных версий. Однако при обращении в налоговую службу, оформлении свидетельства о покупке квартиры, и при взаимодействии с крупными банками, у вас обязательно потребуют оригинал. Кроме того, без него может не получиться:

  • устроиться на работу или задекларировать свои доходы,

  • получать пособия или оформить льготы,

  • пользоваться банковскими услугами и порталами государственных услуг,

  • оформлять сделки с различным имуществом,

  • получать кредиты,

  • узнавать о наличии штрафов или задолженностей,

  • выступать в роли юридического лица.

 

Так что, если документ утерян, его придется восстановить. К счастью, это не сложно. Замена и восстановление идентификационного кода проводятся в любом фискальном учреждении по месту жительства, получения доходов или регистрации нового объекта налогообложения.

 

У всех есть доступ к единому государственному реестру, поэтому каждое подобное учреждение может вам помочь.

 

Иностранцам, особенно тем, у кого еще нет регистрации, сложнее — им придется обращаться в Главное управление налоговой службы Украины.

 

Также понадобится предъявить:

  • Паспорт гражданина или замещающий его документ (для иностранцев), где указаны ФИО, дата и место рождения, место регистрации;

  • По возможности, нотариально заверенная копия ИИН;

  • Заявление о восстановлении или замене.

 

А после подождать в течение 5 дней. Для граждан Украины эта процедура бесплатна.

Как заказать и получить ИНН онлайн

Чтобы получить новый бумажный документ, не обязательно лично посещать учреждения фискальной службы. Можно воспользоваться услугами доверенного лица. Ему надо предоставить: 

  • копию вашего паспорта;

  • доверенность, в которой вы требуете восстановить утерянное;

  • нотариально заверенную копию этой доверенности. 

 

Многие юридические фирмы и предлагают эту услугу. Еще и деньги за нее берут, хотя это можно сделать бесплатно, правда, лично и после пятидневного обязательного ожидания. Цены зависят от сроков: от 595 грн за 5 дней, либо в экстренном порядке — за 1500 грн.

 

Но с 2020 года получить ИНН онлайн быстро и безопасно стало возможно на официальном портале Государственной налоговой службы Украины. Необходимо лишь завести там аккаунт, зайти в электронный кабинет и подать соответствующую заявку, приложив электронную версию паспорта. Хотя эта функция все еще находится на этапе тестирования и доработки.

Интересный факт

В Украине можно жить и работать без ИИН. Любой человек, как гражданин страны, так и иностранец, могут отказаться от него по религиозным или иным соображениям, подтвердив это соответствующим заявлением. 

 

При этом в реестр плательщиков налогов они все равно будут внесены. Плюс им нужно будет получить специальную справку для получения в паспорте отметки о том, что владелец документа может совершать любые платежи, так как официально является плательщиком налогов. Причем это не необратимый процесс — при желании можно получить РНОКПП.