Все мы, безусловно, любим отдыхать, и если желаем хорошо провести свободное от работы время, то обязательно планируем это мероприятие заранее. Согласитесь, ведь вы наверняка уже задумывались о том, куда поехать и где приобрести желаемую путевку. Строго оцениваете опыт работы турфирмы, внимательно изучаете особенности доступных туров и цены… Однако даже очень тщательные планирования могут измениться из-за различных обстоятельств, и возможно от тура придется отказаться.

Каковы последствия таких ситуаций? Как показывает практика, чаще всего приходиться оплачивать штраф. По какому принципу он начисляется, и вообще, законно ли вводить такую выплату? Попробуем разобрат�� этот вопрос более подробно.

Почему и на каких основаниях устанавливаются штрафы

Отказ от тура всегда влечет за собой убытки, как для туроператора, так и для того, кто заказал услугу. Заказчику следует помнить, что профильная компания несет за собой право прописывать условия начисления штрафа (или его фиксированный размер) в договоре. Тогда эти выплаты будут считаться законными, и их можно будет оспорить только в суде. Поэтому путешественникам мы советуем заранее изучать все условия подписываемых документов.

С другой стороны, штраф — это мера вынужденная, поскольку компания заблаговременно до фактической поездки выполняет работы, связанные с организацией тура: необходимо оформить бронь и внести предоплату в гостинице, организовать экскурсионную, развлекательную программу и т.п.

Штрафы не устанавливаются спонтанно, их размер прописывается заранее и составляет определенный процент от общей стоимости путевки. Причем чем ближе к дате отправления в поездку, тем больше придется заплатить, например:

  • Отказ больше чем за 1 месяц до поездки. Или не штрафуется, или влечет за собой небольшие санкции в пределах 20 $.

  • Отказ в 30-дневный срок. В зависимости от условий туроператора, здесь можно потерять до 20 % от стоимости всего тура.

  • Отказ за неделю до полета. Может сулить возмещением от 40 и более процентов стоимости путевки.

Более того, сумма штрафа может меняться в зависимости от сезона и даты предполагаемой поездки. Логично, что в теплый сезон отказ от путешествия на курорт обойдется дороже, нежели отмена поездки в зимнее время на территорию государства, где туризм не особо развит. Тоже касается даты, если вы отказались от поездки в дни празднований, спортивных соревнований и прочих мероприятий буквально мирового масштаба, сумма возмещения ущерба может составлять и 100 %, но опять же, на основании условий, прописанных в договоре или дополнительных соглашениях к нему.

Несколько полезных советов путешественникам

В целом, все вышеперечисленное в основном касается туроператора в соответствии с договором, который подписывается с клиентом. А как же защищен турист? Отметим ниже.

  1. Клиент имеет право вернуть путевку, о чем четко прописано в Гражданском кодексе и договоре турфирмы, оплатив лишь штраф. Однако сама турфирма может отказаться от выполнения услуги только при условии полного возмещения убытков, понесенных туристом.

  2. Вы всегда можете запросить информацию о расходах, связанных с организацией поездки. Это открытая информация, и должна быть доступна для каждого.

  3. Если к процессу организации поездки привлекаются третьи лица, их бездействие или неправомерные действия лежат на ответственности туроператора. Например, когда экскурсовод не выполнил свою работу в полной мере, путешественник вправе потребовать возмещения ущерба.

  4. Сумма штрафа (в процентном или фактическом размере) должна быть указана в условиях договора или в дополнительном соглашении в момент подписания. Санкции не могут устанавливаться после юридической регистрации отношений.

  5. Вы имеете право отказаться от путевки на территорию государства, где возникли условия, угрожающие вашему здоровью/жизни или имуществу. К таковым можно отнести военные действия, стихийные бедствия и т.п. форс-мажорные обстоятельства. В таком случае отказ от путевки ДО поездки влечет за собой возмещение всей уплаченной суммы, После — компания возмещает часть, которая соответствует стоимости невыполненной работы.

А чтобы обезопасить себя от непредвиденных растрат, рекомендуем оформить страховку от невыезда.

Как выбрать турфирму с прозрачными условиями сотрудничества

Прежде всего следует выбирать компании, которые имеют стабильный опыт работы на рынке туруслуг. Желательно изучить документы, дающие право на ведение подобной деятельности, обычно они публикуются на официальном сайте компании или предоставляются в ее офисе.

Почитайте отзывы клиентов, оцените репутацию компании. Кстати, некоторые операторы работают только в определенных направлениях. Например, специализируются только на поездках в курортные страны, а значит, благодаря узконаправленности, могут делать свою работу качественнее других.

Только после тщательного выбора турфирмы можете назначить встречу со специалистом, и изучить условия будущего отдыха: питание, особенности перелета, проживание (желательно узнать в какой гостинице вы поселитесь), особенности трансфера, экскурсионные программы, входящие в стоимость тура и т.п. Затем можно приступить к изучению договора.

Как же обезопасить себя?

Уверенно планируйте отпуск и не бойтесь форс-мажорных ситуаций, помните, что как закон, так и туристические компании на вашей стороне. Вы всегда можете отказаться от путевки, просто внимательно изучайте договор сотрудничества с оператором. Кстати, согласно данным департамента туризма Украины, около 20 % туристов ежегодно меняют свои планы в последний момент, и отказываются от поездки, мирно решая данный вопрос с турфирмой. Это говорит о том, что большинство профильных компаний, работающих в нашей стране, действуют в рамках действующего законодательства. Поэтому вам не стоит огорчаться, если отпуск неожиданно срывается, как можно раньше уведомьте туроператора об этом, и он обязательно пойдет вам навстречу. А если вам все таки придется понести непредвиденные расходы, оплачивая назначенный штраф, обращайтесь за помощью в Быстрозайм.