26.02.2019

593 Просмотров

Комментариев

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Табель учета рабочего времени

Треть своей активной жизни мы с вами посвящаем работе. Крупное ли это государственное предприятие или небольшая частная фирма, человек работает, ездит в командировки, отдыхает в отпуске, иногда болеет, уходит в декретный отпуск или берет отгул, чтобы посетить утренник ребенка.

 

 

 

Жизнь проходит неотрывно от рабочего места и просто производственные нужды и сколько сотрудник тратит на личную жизнь и прочие дела. У бухгалтеров такой документ называется табель учета рабочего времени.
В переводе с латинского tabula − доска, таблица, с немецкого − tabelle, так как на специальных досках или в таблицах на бумаге издавна велся контроль использования персонала. Сегодня вручную мало кто ведет табличку, чаще этот скрупулезный процесс автоматизирован. 
Об особенностях заполнения, фиксации трудового времени, программных продуктах для его осуществления и всем, что нужно знать «табельщику», мы поговорим в этой статье.

 

Для чего используют табель учета рабочего времени? 

Первая, и основная причина, для корректного начисления заработной платы. Задача документа – объективно отобразить посещаемость сотрудника, соотношение рабочих, выходных, праздничных, отпускных или больничных дней. Ежедневно заполняя табель учета рабочего времени, руководитель получает данные работы отдела. Это основания для принятия решения о премировании или взыскании, ведь на лицо активность трудового коллектива.
Заполненные табели в конце месяца передаются в бухгалтерию и на их основании специалист начисляет оплату. Информация из первичного документа переносится бухгалтером в лицевую карту сотрудника и по ней рассчитывается месячная зарплата.
Не меньшее значение имеет табелирование рабочего времени в принятии управленческих решений. Таблица дает представление о том, насколько плотно задействованы трудовые ресурсы, насколько эффективно они используются. Здесь же можно узнать, кто из сотрудников «отлынивает» от работы больничными, отпусками и прочими курсами.
К тому же табелирование сотрудников – обязательное требование фискальной, социальной службы и некоторых других государственных органов. Когда с плановой проверкой предпр��ятия приходит налоговая инспекция, одним из первых она проверяет правильность и прозрачность начисления заработной платы. В 90% случаев требуют табели и лицевые карточки сотрудники органов социального страхования. 
Как видите табелирование – не только полезный, но необходимый процесс. Благо на сегодняшний день строгих требований к самому табелю пока не предъявляют.

 

Бланк табеля учета рабочего времени

Табель учета рабочего времени Украина утвердила еще 05.12.2008 года приказом Госкомстата Украины № 489 «Об утверждении типовых форм первичной учетной документации по статистике труда» и подавляющее большинство предприятий страны используют именно этот бланк (форма № П-5). 
Однако приказ не прошел регистрацию в Министерстве юстиции Украины, а значит контроль отработки именно в таком виде носит рекомендательный характер. Обязать использовать бланк табеля учета рабочего времени такого образца, как и наказать за другой формат документа нельзя. Правда форма разработана довольно удобной, плюс доступна в сети. Бесплатно скачать табель учета рабочего времени в формате MS Word или MS Excel не составит труда, к тому же на крупных бухгалтерских ресурсах к файлу будет прилагаться подробная инструкция по заполнению и страница с общепринятыми условными обозначениями.
Бланк табеля учета рабочего времени


Здесь же часто прикрепляют образец табеля учета рабочего времени, действующего или вымышленного предприятия. Такие подсказки будут полезны табельщику-новичку и сослужат хорошую службу даже опытному учетчику.
В очень удобном виде предлагает табель учета рабочего времени 1с – наиболее распространенная и популярное программное обеспечение для бухгалтеров на территории СНГ. Здесь данные об отработанном времени заносятся в личную карточку сотрудника и к концу месяца программа сама составляет табель, формирует отчеты в пенсионный фонд и фонд социального страхования, вносит данные об общей заработной плате в баланс и формирует любые другие необходимые отчеты. 
Пусть вас не смущает санкционное ограничение на 1С, введенное из-за Российской агрессии, сегодня этот продукт обслуживает украинская компания, она же выпускает обновления и дополнения. 
Для убежденных патриотов есть отечественная альтернатива – M.E.Doc ничуть не хуже 1с, а в вопросах удобства и «возможно» превосходит российскую разработку. Но это дело вкуса, в любом случае здесь тоже не нужно табель учета рабочего времени скачать дополнительно, он уже вшит в расширении «Зарплата».

 

Как заполнять табель учета рабочего времени 

Если вы не доверяете «высоким технологиям», любите живое человеческое общение с инспекторами государственных служб, не представляете бухгалтерию без бумаги, форму можно купить в бумажном виде или скачать и распечатать самостоятельно.
Что собой представляет табель учета рабочего времени бланк и как его заполнять? По сути своей это широкая таблица со строками для персональных данных о сотруднике и ячейками по количеству дней в месяце в левой части, и ячейками распределения общего времени по существу в правой.
В начале месяца табельщик заполняет шапку таблицы, если нужно заштриховывает выходные и праздничные дни. В течение месяца в конце каждого рабочего дня проставляет количество отработанных часов для каждого сотрудника. Если в этот день человек отсутствовал, ставится соответствующая отметка. В конце месяца все рабочее время суммируется и подбивается итог.
Перед подачей табеля в бухгалтерию пустые графы зачеркиваются, документ подписывает табельщик, руководитель подразделения, директор предприятия и глава профсоюза (если такой имеется). 
На практике мало кто заморачивается с ведением табеля каждый день, и фактически его разносят перед сдачей в финансовый отдел на основании данных из рабочего журнала. Но вести какой-либо контроль все равно придется, чтобы к концу месяца не забыть кто, когда и почему отсутствовал. 
В этом плане работа через 1С гораздо удобнее. В программе можно привязать к лицевому счету каждого сотрудника чип-карту и на входе/выходе считывать ее код. Данные будут автоматически попадать в базу и подсчитываться время.

 

Подводя итоги

Табель учета – полезный и, во многом, незаменимый документ. Простая в заполнении таблица помогает бухгалтерам, менеджерам, кадровикам и самому сотруднику. Вести его придется, даже если у вас только один наемный рабочий (для этого бланк можно скачать из интернета и заполнять вручную). Крупные предприятия с большим штатом эти процессы автоматизируют, доверяя рутину компьютерным программам. 
Легально избежать заполнения формы можно только одним способом – вместо наемных рабочих нанимать специалистов по договору гражданско-правового характера, но это тема для отдельной статьи.

×

Версия сайта

Загрузите приложение:

Android